Древнерусское государство

Киевская Русь. Политические центры.

Из истории известно, что некоторые государства объединялись в “союзы-союзов”. Город Киев стал центром одного такого объединения. В исторических источниках находим следующие главные политические центры: Куяба — это была южная группа славянских племен в центре  Киева, Славия – это Новгород, Артания – Рязань, юго-восточная группа. В девятом веке славянские племена объединились в так называемую “Русскую землю”. С центром в Киеве. Власть принадлежала Кию, Диру и Аскольду.

В 882 году образовалось Древнерусское государство, путём слияния таких политических центров, как Киевский и Новгородский. С конца 9 до начала 11 века оно составлялось из территорий таких племён — древлянских, северянских, племён радимичей, племён уличей, тиверцев, вятичей. Главным племенем в центре Древнерусского государства было племя полян. Как видим, Древнерусское государство объединяло большое количество племен, и можно сказать, что это была монархия раннефеодального типа.

Территория Древнерусского государства Киевской Руси находились возле некоторых политических центров, которые были племенными. Уже во 2-й половине 11 начале 12 веков в границах  государства Киевская Русь основывались сильные государственные объединения: Киевское, Переяславское и  Черниговское.

К середине 12 века в Киевском государстве территории образовали единое целое — “Русскую землю”. Киевское государство начало расширять владения во время руководства Святослава (сына княгини Ольги). Это был период 964-972 годов. Империя хазар подверглась его первому нападению, в ходе которого захватили основные  города на Дону и Волге. В планы Святослава входило поселение в этих городах. Позже войска русские пошли на Дунай и взяли в плен Переяславец, находящийся под властью  болгар.  Святослав захотел именовать этот город своей столицей. Такой политический ход доказывают, что князья еще не связывали идею политического центра Древнерусского государства именно с Киевом.

            Нашествие печенегов с востока повлияло на князей в том плане, что они начали задумываться о внутреннем устройстве своего государства и уделять больше внимания его безопасности.

Владимир в 980 году захватил власть в Киеве. Самое главное политическое решение, которое он осуществил, было принятие религиозного вероисповедания, утверждённого законом. Он говорил о следующих религиях —  исламе; католицизме, его предложили  Владимиру немцы; иудаизме, хазарская идея; православной вере (к примеру, княгиня Ольга приняла православие в 850 году). Князь Владимир перед тем, как принять христианство, провёл первую реформу, посвящённую религии. Благодаря чему он уменьшил количество языческих богов на территории своего Древнерусского государства, но оставил одного главного – Перуна.

            Важные политические последствия имел выбор веры. Еще более тесным стал контакт Древней Руси с Византией. Он скреплялся браками константинопольских императоров и членами княжеских семей. После крещения Руси в 988 году нашей эры, церковь стала приобретать в государстве официальный статус. Благодаря этому начали собирать десятину на пользу церкви Богородицы. В центре Древнерусского государства — в Киеве,  в 1010 году ввели в  официальный статус церковные суды.

Князь Ярослав в 1037 году заключил с Византией соглашение о статусе Русской Церкви. Она основывалась как церковная епархия константинопольского Патриарха с главой в Киеве. Киевский князь имел полномочие рекомендовать Епископов.

Первым митрополитом с русскими корнями был назначен Илларион в 1051 году. Он написал трактат “Слово о Законе и Благодати”, где упоминал о божественной сути государства, позитивно относился к  наследственному происхождению власти, выводил родословную современных правителей от князя Игоря. Илларион представляет образ князей с христианской верой и считает, что он должен отвечать за свои действия перед повинующимися. Это убеждение было впервые придано печати. Понятия “правда”, как мотивация, понятие «закон», регулирующее поведение человека в социуме, так же впервые были упомянуты в труде. Идеи митрополита повлияли на Русскую  Правду, это был первый написанный свод права, созданный Ярославом в 1054 году.

Общие положения о первом периоде существования Древнерусского государства Киевская Русь

Как видно из истории племенной быт славян поменялся на волостной. Так же возникает  власть варяжских князей. Интересно узнать,  повлияла ли она на отношения славян или нет. Опираясь на научные исторические знания, можно полагать, что нет. Так как варяги не нарушили порядок жизни людей, то они не могли сильно влиять на них. Так какой же вид власти существовал? Проанализируем три основных вида политической власти. Первый – патриархальный, когда образовывается правящий род, выбирается главный и его политическая власть признаётся всеми. Данный вид власти преобладал у кочевых народов. Второй – патримониальный. Важная и знаменитая особа считает своей собственностью всю территорию и жителей племени, заставляя их повиноваться. Данный вид власти наблюдался в Древнерусском государстве в 13-15 веках. Вид третий. Политическая власть рождается тогда, когда люди, осознав свое единство в племени и вере, осознает и свое историческое прошлое, обращается в нацию с национальным самосознанием. Данная ситуация прослеживается в истории Руси с 16 века. Относительно варяжских князей следует отметить, что их власть была, если можно так выразиться, уникальной. Они не могли полноценно править из-за кровного начала, не считали земли Древнерусского государства своими собственными.

Что же касается Киевских князей, то для народа они представлялись  защитниками страны. Их основная деятельность была направлена на  объединение русских племен и создание на Руси единого государства. Они так же пытались наладить самые выгодные торговые отношения с соседями и сделать безопасным торговое движение к иностранным партнёрам. И последнее — оборонять Русь от внешних врагов.

Киевские князья, после того как они завладели  водным путем «из варяг в греки», хотели покорить себе древлян и витичей. Для установления порядка на подчиненных землях, князья посылали туда своих сыновей. Основной целью они считали сбор дани. Благодаря ей князья обладали большим количеством интересных вещей, которыми и торговали в разных странах.

 Весной в Древнерусском государстве Киевской Руси формировались торговые караваны, которые под охраной направлялись вниз по Днепру. Для организации  общего каравана  в Грецию требовались большие усилия. Князья заботились  о том, чтобы вовремя направить в Киев свои повозки с товаром, который получен в виде дани, чтобы обеспечить их охраной и сопроводить его. Поездки этих князей в Грецию, походы Святослава на Дон и Волгу были тесно связаны с торговыми делами Киева. Следовательно, торговля Киевской Руси давала направление  внешней политике киевских князей. Так же они заботились об обороне государства от внешних врагов, сооружали оборонительные крепости вокруг городов, укрепляли их валами.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод о торговле в Древнерусском государстве Киевской Руси и почему Олег назвал Киев «матерью русских городов». И так, этот город был самым южным городом находящимся на берегах Днепра. Из-за этого в Киеве встречались все торговцы, которые везли товары на юг и восток из Руси. Тут организовывали основное место торговли для привозимых и вывозимых товаров. Город  был главным торговым центром всей Руси. Остальные города, занимающиеся торговлей, зависели от Киева в  торговых оборотах. Теперь известно, почему главные  русские князья дорожили  Киевом, и почему именно он стал центром Древнерусского государства.

0 комментариев
Комментировать